Новогоднее восхождение на скальный массив горы Шпицы

Отпраздновать новый год в необычном месте, становится хорошей традицией для нас.
Вот уже второй год подряд, мы празднуем очередной успешный оборот планеты Земля вокруг звезды по имени Солнце, в Карпатских горах.
В этот раз мы выбрали район горы Шпицы (1863 м). Выбор на данную местность не спроста. Во-первых, дикое место, сюда не часто захаживают туристы вообще и в частности многочисленные группы, ну не считая нашу. Во-вторых, хорошая логистика, что не мало важно в предновогодний период. И Третье, самое важное, уникальное по красоте место. Район горы Шпиц в зимний период очень напоминает большие горы, типа Кавказа. Правда про это мы узнали лишь когда побывали там. Да именно так, не смотря на крутость фотографий, которые привлекли нас и определили за нас, что мы туда едем на 31 декабря, они, фото, не смоги донести тех ощущений, которые испытали мы непосредственно на месте…

Но начнем наш рассказ.
Рано утром двери железнодорожного вагона открылись перед нами в городе Ворохта. Кожа на лице сразу почувствовала мороз, а глаза прищурились от заснеженного пейзажа, все было покрыто снегом. Красивое утро, встреча с ребятами, которые ехали на поезде которые выехал позже нашего из Киева, но приехал раньше нашего, утренний кофе, и мы уже едем в долину реки Черный Черемош, а точнее в поселок Быстрець. Если две недели назад дорога была покрыта льдом и ехать было достаточно жутко, то сейчас все засыпано мягким снегом и ехать легко, красиво и мягко.
Спустя час с небольшим мы выпрыгнули в сугроб на месте старта пешей части сегодняшнего дня. Сколько далеко мог, столько и завез нас наш водитель. Да нам слишком далеко и не надо. Ведь погода отличная – солнце, легкий морозец, море снега – грех не пройтись, прогуляться, тем более нам не далеко, 7-8 километров, но правда все время вверх.
Минимальные приготовления, и мы в пути. Идется жарко и молодцы те, кто изначально оделись так, чтобы на старте было прохладно, уже через 10-15 минут становится комфортно. Добрый километр по селу, средь домиков со снежными шапками на крышах, по берегу речушки с красивыми снежными грибочками и мимо жующих коровок мы добрались до мостика, за которым уже начинается подъем в направлении полоныны Гаджина – нашей сегодняшней цели. Те, кто не поверил, что будет не тепло, а жарко –снимают куртки, пуховички, перчатки и прочее.

За мостом сразу вверх. Дорого круто набирает высоту и нам стремительно начинают открывается виды за здешнюю округу. Следы есть, тропа натоптана. Но я знаю, что там, где мы планируем праздновать новый год, планируют заняться тем же еще 6 человек, двое моих знакомых – походников - альпинистов (Жанна и Витя), и их друзья фрирайдеры.

Весело выбрались мы выбрались из села и подошли к развилке. Если пойти на право, то вы обойдете холм которые перед вами, по чуть-чуть набирая высоту, но весьма долго, а если пойдете левее – просто вверх на холм, то почти в два раза быстрее достигнете то же цели, заодно увидите недостроенный и уже разрушающийся весьма симпатичный домик. А так, как и тропа набита левее – то выбор мы сделали быстро. У выше упомянутого домика делаем привал. Все же почти час шли. А группа у нас не маленькая – 14 человек, растянулись. Время собраться вместе и передохнуть, погреться на декабрьском зимнем солнышке.

Отсюда уже видна гора Ребра – самый низкий, но все же двух тысячник Карпат – высотой 2001 метр над уровнем моря. Ясная погода дает возможность в полной мере понять суть названия горы.
Но надо продолжать путь. Ведь еще надо подготовится к празднованию Нового 2017 года.

Далее путь не сложный, тропа плавно набирает высоту, а уведя нас в лес, так вообще выполаживается и дает возможность быстро идти вплоть до реки. Речку можно и не заметить, если не знать, что она тут, так как на 100% засыпана снегом. За рекой крутой поворот на север и выход на открытую местность, отсюда еще 25 минут ходу до указателя и поворота на нашу полоныну. Переходим живописный мостик и видим большую открытую местность с домиком посредине – вот мы и пришли. Наши друзья уже в доме – топят печку. Мы же ставим лагерь, 4 палатки на улице и одна прямо в доме. Кухню оборудовали в сыроварне, благо есть удобное место для костра, а также большой запас дров.
Легкий перекус с чайком и готовимся к новому году, а точнее готовим праздничный стол. Оливье, глинтвейн, пасту с соусом болоньез, бутербродики с красной икрой…) По чуть-чуть поглощаем зимние семечки – мандаринки.
Подошли ребята, которые пробовали сегодня сходить на г. Шпицы. Сказали, что местами снега по пояс и более, не дошли…Все напряглись, но энтузиазм не убавился.

Не все честно дождались 00:00 1-го января 2017 года, но покричали «ура» все) Пожгли бенгальские огни, поздравили друг друга и отправились в спальные мешки, нас ждала первая ночевка в этом походе, зимняя ночевка, для многих — это первый подобный опыт, многие с трепетом ожидали итогов этой ночи.

Утро подарило нам солнце и чистое голубое небо. Все делились впечатлениями от ночевки на снегу и собирались в путь. В путь не простой, не предсказуемый и в ожиданиях  - красивый. Последнее оправдалось очень быстро. Через 15 минут хода мы попали в сказку. Лес, погода и кол-во снега создали фантастический мир вокруг нас. А вот уже и начала маячит гора Ребра – одна из наших целей. Нам повезло, что вчера люди набили тропу и впереди нас шло двое наших знакомых, они думали, что мы, 14 человек, создадим шоссе, но мы оказались более ленивыми и неповоротливыми) и шли сзади, пользуясь уже готовой тропой))) (но через час мы догнали ребят и действовали как одна команда).

Перейдя через первую реку начали появляться трудности, не смотря на набитую тропу проваливаться начали и по колено и более, особенно радовал жереп под снегом. Который порой погружал наши тела на метр в снег. Почти все время на горизонте виднеются скальные образования подле горы Шпицы. Выглядят они фантастически, по-взрослому, как большие горы, особенно в фас. Подобравшись совсем близко, приняли решение не ломится по классическому маршруту, который оптимален для лета, а пойти иначе – забрать южнее, в направлении вершины и постепенно, по диагонали траверсируя склон подобраться к интересующему нас хребту. В профиль скалы выглядят куда проще, а кулуары между ними манят бывалого катальщика. Как только мы выбрались на верх все предались фотографированию и любованию новыми пейзажами, которые открывают во все стороны. Тут вам и вид на Румынские вершины более 2500 метров высотой, и весь Черногорских хребет с шестью высшими вершинами Украины, да и вообще – далекие дали. Благополучно все это фотографируя мы постепенно двигаемся к конечной точке нашего путешествия – вершина горы Ребра – высотой 2001 метр (тут хорошо было праздновать начало 2001 года). Движение по хребту над скалами захватывает дух, слева обрыв, многочисленные камни, причудливо облепленные снегом и натечным льдом, справа же – подветренная сторона и убегающий далеко вниз склон средней крутизны.

Минут через 30 такого кайфа мы подобрались к самому низкому, но все же двух тысячнику Украины. Альтиметры на всех часах показали 2001 метр. Групповое фото и быстро в уютное укромное место – обедать. Все уже порядочно устали и хотят подкрепится. Заранее присмотрев местечко, где явно кто-то недавно ставил палатку, мы стремимся к нему.
А далее был спуск, местами не простой, так как ветер задул наши следы и пришлось заново чуток ориентироваться. Спуск…спуск…спуск, у лагеря глянув назад – увидели сказочную картину – молодой месяц на, фиолетового оттенка, небе и маленькую звездочку возле него.

Ужин в виде мясной солянки и быстро по палаткам, все хотят спать.
Спали сладко…несмотря на то, что ветер все усиливался…
Усиливался.
УСИЛИВАЛСЯ
УСИИИИИИИЛИВАЛСЯ.

В какой-то момент стало жутковато, особенно за палатки, которые поставили не самым надежным образом, так как ставили их при хорошей погоде, когда ничто не предвещало беды. Так и получилось, что в одной из палаток треснули дуги. С этого и началось наше утро. Шквальный ветер загнал нас в сыроварню, быстро заставил собраться.
И тут уже можно было бы закончить наш рассказ, если бы не тот факт, что мы чуть не спалили домик-сыроварню). Порывы ветра были столь сильны, и когда дверь распахивалась – языки пламя и искры разлетались по всему помещении. И в один из таких раз, шальная искра, залетела под пол дома и там что-то начало активно гореть. Но не прошло и 2-3 минут, как в дом было вкинуто пол кубометра снега и опасность была нейтрализована.
Ну а дальше мы весело скатились вниз, в село, где было тепло и солнечно.
Вкуснейшая пицца с белыми грибами в Ворохте и поезд.
Так мы встретили начало 2017 года, а точнее – очередной успешный оборот планеты Земля вокруг звезды по имени Солнце.
Ну а Шпицы – крайне красивое место, я тут впервые побывал зимой, но опыт подсказывает, что именно в это время году, эта местность раскрывается в полной красе, но сходим сюда еще и летом.

Дима Нечволод

Далее стихи Иры Смолий, которые она написала под впечатлением от этого путешествия.

Вдох-выдох. Как же сложно дышать.
Так мне легче идти к Тебе.
След в след, сердце не в силах молчать, пробуждая музыку во мне. Стану вновь я чистой как снег, монолитной как горная гряда.
Дай же, Господи, прожить мой век, так достойно как никогда не желал бы обычный человек.
Позволь выше подняться к небесам.
Познать стремительность рек.
Отдать дань диким лесам и когда-то вернуться к Тебе.